Вынесенная на обсуждение общего собрания проблема воспитания духовности и нравственности у детей и молодежи является особым предметом рассмотрения общества. Ее постоянное присутствие в идеологическом, интеллектуальном, культурном поле объясняется тем, что она не имеет однозначного и окончательного решения. Понимание и решение этой проблемы большой мерой зависят от социально-экономического и культурного состояния общества. Особенно она актуализируется во время трансформаций, когда кардинально изменяются не только требования к образованию и воспитанию, а и самое общество, его структура, организация, идеология. Именно эти процессы наблюдаем ныне на Украине.

Трансформационные изменения присущие и современной цивилизации, которая сегодня живет в сложных условиях глобализации, интеграции, с одной стороны, а с другой — имеет в своем составе общества, которые ориентируются на локализацию, религиозную исключительность, сохранение и защита патриархальных канонов, на консервацию исторических социологически-культурных реалий.

Все указанные процессы приводят к кризисным ситуациям в государстве, глубинных разногласий, катаклизмов и потрясений. Они спровоцировали такие явления, как резкая поляризация прежде однородного общества, неуверенность в будущем, социальная тревожность, агрессивность и жестокость, нигилизм, скептицизм. Заострилась ситуация с такими социальными болезнями, как туберкулез, СПИД, наркомания, алкоголизм.

Дети живут, возрастают в условиях кризиса в сфере книгоиздания, кинопроизводства, уменьшение количества библиотек, музеев и обеднение их фондов, уменьшение сети внешкольных учебных заведений, учебных заведений I–II уровней аккредитации. На этом фоне возникают такие явления, как детская работа, торговля детьми, детская проституция, безнадзорность и бродяжничество и т.п.